Реализация проектов в ДОУ с дошкольниками по направлениям: продуктивная деятельность; экспериментирование; наблюдения и фиксация результатов наблюдений; моделирование морского биоценоза; опыты.
Ответственный: директор АНО «Лаборатория научных проектов» Рудский Иван Вячеславович
Первый год обучения
Название занятия и модуля |
Краткое содержание |
Тема исследователь-
ского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей |
Оборудование, расходные и вспомогательные материалы |
Сентябрь
|
1. Вводное занятие.
Мир солёной воды
|
Теоретическая часть:
- Морские и пресноводные водоёмы;
- Биоразнообразие пресноводных и морских водоёмов.
- Физические свойства морской и пресной воды.
Практическая часть:
- Отвешивание 35 г морской соли.
- Растворение соли в литре пресной воды.
- Измерение плотности полученной воды.
- Добавление морской воды в аквариум.
Понятия, вводимые на занятии:
- Вода пресная и морская.
- Солёность воды, плотность воды, температура, ареометр и термометр.
- Вес и весы, масса, единицы её измерения. |
Почему кораллы могут жить только в морской воде? Значение морской воды для морских животных. |
- пресная вода;
- морская вода из аквариума;
- цилиндр из стекла;
- мерная ёмкость 1 л;
- ареометр;
- десертная ложка из стали;
- морская соль;
- стакан;
- весы;
- полотенце. |
Октябрь
|
2. Знакомство с обитателями морского аквариума, создание живого рифа
|
Теоретическая часть:
- Царства растений и животных, отличия в их энергетическом обмене.
- Описание кораллов, как мало- и неподвижных животных.
Практическая часть:
- Изучение и следование правилам (взаимно) безопасного и бережного общения с живым миром водных организмов.
- Кормление актиний и рыбок.
- Усвоение названий основных групп кораллов через прикосновение.
Понятия, вводимые на занятии:
- Части тела животных и их физиологическое значение.
- Строения тела коралла. Принцип колониальности тела кораллов.
- Некоторые группы кораллов: актинии (анемоны), мягкие кораллы, жёсткие кораллы, роговые кораллы.
- Иглокожие: морские звёзды.
- Работа с инструментом: пинцет, щипцы. |
Как кораллы и другие неподвижные животные путешеству-ют по морям и океанам? |
- полотенце;
- камни для кораллов;
- нож;
- пинцет;
- бокорезы;
- клей для кораллов;
- поднос (широкая посуда);
- корм для рыб и кораллов. |
Ноябрь
|
3. Создание живого рифа.
Коралловая ферма
|
Теоретическая часть:
- Размножение кораллов и развитие живого рифа.
- Скелет и живые ткани в различных группах кораллов.
- Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве.
- Действия человека, приводящие к восстановлению коралловых рифов.
Практическая часть:
- Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов.
- Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла.
- Кормление рыбок и актиний.
Понятия, вводимые на занятии:
- Цикл развития и смена поколений.
- Скелет коралла роговой и известковый.
- Инструменты (пинцет, бокорезы).
- Черенки и черенкование кораллов.
- Коралловая ферма. |
Кто живёт в рифе под кораллами? |
- полотенце;
- камни для кораллов;
- нож;
- пинцет;
- бокорезы;
- клей для кораллов;
- поднос (широкая посуда);
- корм для рыб и кораллов. |
Декабрь
|
4. Море под объективом микроскопа
|
Теоретическая часть:
- Особенности жизни и строение тела морских звёзд, многощетинковых червей, мелких ракообразных.
- Толща воды, камни и грунт как среда обитания животных.
- Принцип работы микроскопа.
- Наблюдение и воспроизведение увиденного (на рисунке) как принцип познания природы.
Практическая часть: - Наблюдение за мелкими животными в микроскоп, осознание физиологического значения частей его тела.
- Воспроизведение на бумаге или в пластилине увиденного животного.
Понятия, вводимые на занятии:
- Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки).
- Микроскоп, окуляр, увеличение. |
Почему море синее?
|
- полотенце;
- пинцет;
- стерео-микроскоп;
- полихеты;
- культура Artemiasalina;
- морские звёзды;
- сачок;
- пинцет;
- карандаши и бумага;
- пластилин;
- чашки Петри и мелкая посуда. |
Январь
|
5. Цвет и свет в море
|
Теоретическая часть:
- Спектральный состав солнечного света, радуга.
- Спектр поглощения воды, причины различного цвета моря.
- Окраска кораллов и рыбы, цветовые составляющие.
Флюоресценция
- Цветовое и световое общение морских обитателей.
Понятия, вводимые на занятии:
- Свет, цвет.
- Поглощение света водой.
- Флюоресценция. |
Для чего и как морские животные играют «в прятки» в море?
|
- проектор, экран;
- презентация. |
Февраль
|
6. Мимикрия |
Теоретическая часть:
- Стратегии пищевого поведения животных.
- Способы менять облик тела животных.
- Разнообразие мимикрии в природе.
Практическая часть:
- Отгадывание графических загадок.
- Приведение примеров мимикрии, которые используют животные морского аквариума.
Понятия, вводимые на занятии:
- Мимикрия, покровительственная окраска. |
Где находится детский сад кораллового рифа?
|
- проектор, экран;
- презентация. |
Март
|
7. Мангровые леса |
Теоретическая часть:
- Структура и роль мангрового сообщества в жизни Моря, его связь с сообществомкоралловых рифов.
- Основные обитатели мангровых зарослей.
- Особенности репродукции мангровых деревьев.
Понятия, вводимые на занятии:
- Экологическое сообщество.
- Семенное размножение растений: цветок, завязь, плод, проросток. |
Какие сказки поведало людям Море?
Просмотр мультфильмов: «Сказка о Золотой Рыбке», «По Щучьему велению» и «Рыбка Поньо на утёсе». |
- мангровое дерево в горшочке с морской водой;
- проектор, экран;
- презентация. |
Апрель
|
8. Море сказок
|
Теоретическая часть:
- Сказки и легенды о море как учебники мудрости и развития личности.
- Значение Моря и его обитателей в судьбе и культуре людей и народов.
Понятия, вводимые на занятии:
-Сочувствие/ бесчувственность.
-Понимание/ невосприимчивость.
- Милосердие/
Безжалостность.
- Смелость/страх
- Воля/безволие. |
Задание на каникулы. |
- проектор, экран;
- презентация. |
Май |
9. Итоговое занятие |
Подведение итогов 1 года обучения. Вручение Сертификатов. |
Второй год обучения
Название занятия и модуля |
Краткое содержание |
Тема исследовательского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей |
Оборудование, расходные и вспомогательные материалы |
Сентябрь
|
1. Вводное занятие после каникул
|
Теоретическая часть:
- Повторение основных понятий и терминов, названий, пройденных в прошедшем сезоне.
Практическая часть:
- Краткий рассказ ребят о проведённом лете в связи с водоёмами и морем.
- Высказывание ребятами пожеланий о темах предстоящих занятий. |
Как и чем мы можем помочь Морю? |
-
|
Октябрь
|
2. Создание живого рифа.
Поддержание коралловой фермы
|
Теоретическая часть (повторение и углубление):
- Размножение кораллов и развитие живого рифа.
- Скелет и живые ткани в различных группах кораллов.
- Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве.
- Действия человека, приводящие к формированию и восстановлению коралловых рифов.
Практическая часть:
- Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов.
- Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла.
- Кормление рыбок и актиний.
Понятия, повторяемые на занятии:
- Скелет коралла роговой и известковый.
- Инструменты (пинцет, бокорезы).
- Черенки и черенкование кораллов.
- Коралловая ферма. |
Как нам служит и чем помогает Море? |
- полотенце;
- камни для кораллов;
- нож,
- пинцет;
- бокорезы, ножницы;
- клей для кораллов;
- поднос (широкая посуда);
- корм для рыб и кораллов. |
Ноябрь
|
3. Знакомство с морскими беспозвоночными животными, используемыми в пищу (моллюски и иглокожие, ракообразные)
|
Теоретическая часть:
- Морские животные и растения как морепродукты.
- Строение тела и питание гребешков, устриц и мидий, трепангов.
- Фильтрация как способ питания.
- Основные группы моллюсков.
- Основные группы иглокожих.
Практическая часть:
- Изучение сухих раковин, наблюдение за новыми живыми животными (трепанги, устрицы, гребешки).
- Описание образа жизни и воспроизведение на бумаге или в пластилине наиболее понравившихся новых животных.
Понятия, вводимые на занятии:
- Структурные признаки, используемые для классификации моллюсков, иглокожих и ракообразных.
- Трепанги (голотурии), офиуры, морские ежи.
- Двустворчатые, головоногие и брюхоногие моллюски. Раковина моллюсков.
- Морепродукты, аква- и марикультура. |
Кто плавает, а кто тонет в море?
|
- полотенце;
- живые мидии; трепанги и устрицы;
- сухие раковины устриц, мидий и гребешков, других моллюсков;
- книги;
- поднос (широкая посуда). |
Декабрь
|
4. Планктон, нектон и бентос
|
Теоретическая часть:
- Особенности морской среды, позволяющей животным и растениям вести прикреплённый или плавающий образ жизни.
- Приспособления животных и растений для плавания в толще воды.
Практическая часть:
- Усвоение материала из презентации.
- Создание из пластилина и пенопласта планктонного, бентосного или нектонного морского организма.
Понятия, вводимые на занятии:
- Плотность воды и тела организма (повторение).
- Планктонные, нектонные и бентосные представители изученных групп животных и растений.
- Газовые пузыри, жировые капли, форма тела и движения, позволяющие организмам держаться в толще воды. |
Как можно пройти по дну моря и не замочить ног?
Какие морские животные и почему могут или не могут жить на суше?
|
- полотенце;
- книги;
- проектор, экран;
-презентация. |
Январь
|
5. Литораль.
Знакомство с необычными полуморскими и полусухопутными животными и растениями
|
Теоретическая часть:
- Явления приливов и отливов.
- Адаптация наземных растений к жизни в морской воде и морских растений к жизни на суше.
- Разнообразие и особенности животных зоны литорали.
Понятия, вводимые на занятии:
- Литораль, супралитораль (пляж, зона заплеска).
- Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки). |
Кто пасётся на морских лугах и когда листопад в морском лесу? |
- проектор, экран;
- презентация. |
Февраль
|
6. Подводные пейзажи
|
Теоретическая часть:
- Подводные аналоги наземных лесов и лугов.
- Основные обитатели данных сообществ.
Понятия, вводимые на занятии:
- Сообщества коралловых рифов (повторение).
- Сообщества водорослей-макрофитов.
- Сообщество морских трав.
- Сообщество илистого дна.
- Сообщества глубоководных горячих источников |
Какими рыбы бывают и как размножаются?
|
- проектор, экран;
- презентация. |
Март
|
7. Морские рыбы от акул до Немо
|
Теоретическая часть:
- Основные группы рыб: хрящевые, костистые.
- Живорождение, икра и яйца у рыб.
- Хищники и травоядные рыбы.
Практическая часть:
- Изучение сухих яиц рыб, икры.
- Кормление рыбы.
- Усвоение материала из презентации.
Понятия, вводимые на занятии:
- Кость и хрящ.
- Костистые, хрящевые рыбы.
- Акулы, скаты, осетровые.
- Икра и яйца рыб, живорождение.
- Личинка и малёк рыбы. |
Кто поёт песни в море? |
- корм для рыб и кораллов;
- книги;
- сухие экспонаты яиц рыб;
- икра рыб;
- проектор экран;
- презентация. |
Апрель
|
8. Киты и дельфины
|
Теоретическая часть:
- Разнообразие и систематическое положение китов и дельфинов.
- Эхолокация, общение и песни китообразных.
- Миграции и образ жизни китообразных.
Понятия, вводимые на занятии:
- Ультразвук.
- Эхолокация.
- Названия китов и дельфинов |
Задание на каникулы. |
- проектор, экран;
- презентация. |
Май |
9. Итоговое занятие |
Подведение итогов 2 года обучения. Вручение Сертификатов | |
|