Педагогическое наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей педагогических кадров.
Наставничество реализуется со следующими категориями педагогов:
- молодой педагог, только пришедший в профессию;
- опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков;
- новый педагог в коллективе;
- педагог, имеющий не педагогическое профильное образование.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого как профессионала.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе высшего или среднего профессионального образования, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Персонализированная программа наставничества – краткосрочная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм видов наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Нормативные правовые и иные акты в сфере наставничества
Письмо Министерства просвещения РФ №АЗ-1128.08 от 21.12.21
(файл PDF)
Постановление Правительства РФ №1642 от 26.12.2017 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования"
(файл PDF)
Распоряжение Правительства РФ №1688-р от 24.06.2022 "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030"
(файл PDF)
Распоряжение Правительства РФ №2283-р от 20.08.2021
(файл PDF)
Распоряжение Правительства РФ №3273 от 31.12.2019 "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ"
(файл PDF)
Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024"
(файл PDF)
Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 О национальных целях развития РФ на период до 2030 года
(файл PDF)
Региональные нормативные акты
Постановление Правительства СПб №453 от 04.06.2014 "О государственной программе СПб "Развитие образования в СПб"
(файл PDF)
Презентация "Наставничество 2023" Лагутина Ю.В.
(файл PDF)
Распоряжение КО №623-р от 30.03.2022 "Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственного образовательного учреждения СПб"
(файл PDF)
Распоряжение КО №746-р от 08.04.2022 "О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управления кадрами"
(файл PDF)
Распоряжение КО №1457-р от 27.07.2020 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в ГОУ, нахождении в ведении КО и администраций районов СПб"
(файл PDF)
Локальные нормативные акты
Приказ № 116-ОД от 16.09.2022 "О наставничестве"
(файл PDF)
Положение о наставничестве
(файл PDF)
Положение о школе молодого педагога
(файл PDF)
План работы школы молодого педагога
(файл PDF)
Методические рекомендации
Письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08/657 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
файл (PDF)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
файл (PDF)
Наставничество для воспитателей семейных групп
файл (PDF)
Договор о сотрудничестве
ЧУОО ДПО "Центр повышения квалификации "Образовательные технологии"
(файл PDF)
Детский сад комбинированного вида №73 г.Златоуст Челябинской области
(файл PDF)
ГАОУ ВО ЛО "Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина"
(файл PDF)