Реализация проектов в ДОУ с дошкольниками по направлениям: продуктивная деятельность; экспериментирование; наблюдения и фиксация результатов наблюдений; моделирование морского биоценоза; опыты.
Ответственный: директор АНО «Лаборатория научных проектов» Рудский Иван Вячеславович
Первый год обучения
Название занятия и модуля
Краткое содержание
Тема исследователь-
ского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей
Оборудование, расходные и вспомогательные материалы
Сентябрь
1. Вводное занятие.
Мир солёной воды
Теоретическая часть:
- Морские и пресноводные водоёмы;
- Биоразнообразие пресноводных и морских водоёмов.
- Физические свойства морской и пресной воды.
Практическая часть:
- Отвешивание 35 г морской соли.
- Растворение соли в литре пресной воды.
- Измерение плотности полученной воды.
- Добавление морской воды в аквариум.
Понятия, вводимые на занятии:
- Вода пресная и морская.
- Солёность воды, плотность воды, температура, ареометр и термометр.
- Вес и весы, масса, единицы её измерения.
Почему кораллы могут жить только в морской воде? Значение морской воды для морских животных.
- пресная вода;
- морская вода из аквариума;
- цилиндр из стекла;
- мерная ёмкость 1 л;
- ареометр;
- десертная ложка из стали;
- морская соль;
- стакан;
- весы;
- полотенце.
Октябрь
2. Знакомство с обитателями морского аквариума, создание живого рифа
Теоретическая часть:
- Царства растений и животных, отличия в их энергетическом обмене.
- Описание кораллов, как мало- и неподвижных животных.
Практическая часть:
- Изучение и следование правилам (взаимно) безопасного и бережного общения с живым миром водных организмов.
- Кормление актиний и рыбок.
- Усвоение названий основных групп кораллов через прикосновение.
Понятия, вводимые на занятии:
- Части тела животных и их физиологическое значение.
- Строения тела коралла. Принцип колониальности тела кораллов.
- Некоторые группы кораллов: актинии (анемоны), мягкие кораллы, жёсткие кораллы, роговые кораллы.
- Иглокожие: морские звёзды.
- Работа с инструментом: пинцет, щипцы.
Как кораллы и другие неподвижные животные путешеству-ют по морям и океанам?
- полотенце;
- камни для кораллов;
- нож;
- пинцет;
- бокорезы;
- клей для кораллов;
- поднос (широкая посуда);
- корм для рыб и кораллов.
Ноябрь
3. Создание живого рифа.
Коралловая ферма
Теоретическая часть:
- Размножение кораллов и развитие живого рифа.
- Скелет и живые ткани в различных группах кораллов.
- Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве.
- Действия человека, приводящие к восстановлению коралловых рифов.
Практическая часть:
- Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов.
- Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла.
- Кормление рыбок и актиний.
Понятия, вводимые на занятии:
- Цикл развития и смена поколений.
- Скелет коралла роговой и известковый.
- Инструменты (пинцет, бокорезы).
- Черенки и черенкование кораллов.
- Коралловая ферма.
Кто живёт в рифе под кораллами?
- полотенце;
- камни для кораллов;
- нож;
- пинцет;
- бокорезы;
- клей для кораллов;
- поднос (широкая посуда);
- корм для рыб и кораллов.
Декабрь
4. Море под объективом микроскопа
Теоретическая часть:
- Особенности жизни и строение тела морских звёзд, многощетинковых червей, мелких ракообразных.
- Толща воды, камни и грунт как среда обитания животных.
- Принцип работы микроскопа.
- Наблюдение и воспроизведение увиденного (на рисунке) как принцип познания природы.
Практическая часть:
- Наблюдение за мелкими животными в микроскоп, осознание физиологического значения частей его тела.- Воспроизведение на бумаге или в пластилине увиденного животного.
Понятия, вводимые на занятии:
- Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки).
- Микроскоп, окуляр, увеличение.
Почему море синее?
- полотенце;
- пинцет;
- стерео-микроскоп;
- полихеты;
- культура Artemiasalina;
- морские звёзды;
- сачок;
- пинцет;
- карандаши и бумага;
- пластилин;
- чашки Петри и мелкая посуда.
Январь
5. Цвет и свет в море
Теоретическая часть:
- Спектральный состав солнечного света, радуга.
- Спектр поглощения воды, причины различного цвета моря.
- Окраска кораллов и рыбы, цветовые составляющие.
Флюоресценция
- Цветовое и световое общение морских обитателей.
Понятия, вводимые на занятии:
- Свет, цвет.
- Поглощение света водой.
- Флюоресценция.
Для чего и как морские животные играют «в прятки» в море?
- проектор, экран;
- презентация.
Февраль
6. Мимикрия
Теоретическая часть:
- Стратегии пищевого поведения животных.
- Способы менять облик тела животных.
- Разнообразие мимикрии в природе.
Практическая часть:
- Отгадывание графических загадок.
- Приведение примеров мимикрии, которые используют животные морского аквариума.
Понятия, вводимые на занятии:
- Мимикрия, покровительственная окраска.
Где находится детский сад кораллового рифа?
- проектор, экран;
- презентация.
Март
7. Мангровые леса
Теоретическая часть:
- Структура и роль мангрового сообщества в жизни Моря, его связь с сообществомкоралловых рифов.
- Основные обитатели мангровых зарослей.
- Особенности репродукции мангровых деревьев.
Понятия, вводимые на занятии:
- Экологическое сообщество.
- Семенное размножение растений: цветок, завязь, плод, проросток.
Какие сказки поведало людям Море?
Просмотр мультфильмов: «Сказка о Золотой Рыбке», «По Щучьему велению» и «Рыбка Поньо на утёсе».
- мангровое дерево в горшочке с морской водой;
- проектор, экран;
- презентация.
Апрель
8. Море сказок
Теоретическая часть:
- Сказки и легенды о море как учебники мудрости и развития личности.
- Значение Моря и его обитателей в судьбе и культуре людей и народов.
Понятия, вводимые на занятии:
-Сочувствие/ бесчувственность.
-Понимание/ невосприимчивость.
- Милосердие/
Безжалостность.
- Смелость/страх
- Воля/безволие.
Задание на каникулы.
- проектор, экран;
- презентация.
Май
9. Итоговое занятие
Подведение итогов 1 года обучения. Вручение Сертификатов.
Второй год обучения
Название занятия и модуля Краткое содержание Тема исследовательского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей Оборудование, расходные и вспомогательные материалы Сентябрь 1. Вводное занятие после каникул Теоретическая часть: - Повторение основных понятий и терминов, названий, пройденных в прошедшем сезоне. Практическая часть: - Краткий рассказ ребят о проведённом лете в связи с водоёмами и морем. - Высказывание ребятами пожеланий о темах предстоящих занятий. Как и чем мы можем помочь Морю? - Октябрь 2. Создание живого рифа. Поддержание коралловой фермы Теоретическая часть (повторение и углубление): - Размножение кораллов и развитие живого рифа. - Скелет и живые ткани в различных группах кораллов. - Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве. - Действия человека, приводящие к формированию и восстановлению коралловых рифов. Практическая часть: - Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов. - Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла. - Кормление рыбок и актиний. Понятия, повторяемые на занятии: - Скелет коралла роговой и известковый. - Инструменты (пинцет, бокорезы). - Черенки и черенкование кораллов. - Коралловая ферма. Как нам служит и чем помогает Море? - полотенце; - камни для кораллов; - нож, - пинцет; - бокорезы, ножницы; - клей для кораллов; - поднос (широкая посуда); - корм для рыб и кораллов. Ноябрь 3. Знакомство с морскими беспозвоночными животными, используемыми в пищу (моллюски и иглокожие, ракообразные) Теоретическая часть: - Морские животные и растения как морепродукты. - Строение тела и питание гребешков, устриц и мидий, трепангов. - Фильтрация как способ питания. - Основные группы моллюсков. - Основные группы иглокожих. Практическая часть: - Изучение сухих раковин, наблюдение за новыми живыми животными (трепанги, устрицы, гребешки). - Описание образа жизни и воспроизведение на бумаге или в пластилине наиболее понравившихся новых животных. Понятия, вводимые на занятии: - Структурные признаки, используемые для классификации моллюсков, иглокожих и ракообразных. - Трепанги (голотурии), офиуры, морские ежи. - Двустворчатые, головоногие и брюхоногие моллюски. Раковина моллюсков. - Морепродукты, аква- и марикультура. Кто плавает, а кто тонет в море? - полотенце; - живые мидии; трепанги и устрицы; - сухие раковины устриц, мидий и гребешков, других моллюсков; - книги; - поднос (широкая посуда). Декабрь 4. Планктон, нектон и бентос Теоретическая часть: - Особенности морской среды, позволяющей животным и растениям вести прикреплённый или плавающий образ жизни. - Приспособления животных и растений для плавания в толще воды. Практическая часть: - Усвоение материала из презентации. - Создание из пластилина и пенопласта планктонного, бентосного или нектонного морского организма. Понятия, вводимые на занятии: - Плотность воды и тела организма (повторение). - Планктонные, нектонные и бентосные представители изученных групп животных и растений. - Газовые пузыри, жировые капли, форма тела и движения, позволяющие организмам держаться в толще воды. Как можно пройти по дну моря и не замочить ног? Какие морские животные и почему могут или не могут жить на суше? - полотенце; - книги; - проектор, экран; -презентация. Январь 5. Литораль. Знакомство с необычными полуморскими и полусухопутными животными и растениями Теоретическая часть: - Явления приливов и отливов. - Адаптация наземных растений к жизни в морской воде и морских растений к жизни на суше. - Разнообразие и особенности животных зоны литорали. Понятия, вводимые на занятии: - Литораль, супралитораль (пляж, зона заплеска). - Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки). Кто пасётся на морских лугах и когда листопад в морском лесу? - проектор, экран; - презентация. Февраль 6. Подводные пейзажи Теоретическая часть: - Подводные аналоги наземных лесов и лугов. - Основные обитатели данных сообществ. Понятия, вводимые на занятии: - Сообщества коралловых рифов (повторение). - Сообщества водорослей-макрофитов. - Сообщество морских трав. - Сообщество илистого дна. - Сообщества глубоководных горячих источников Какими рыбы бывают и как размножаются? - проектор, экран; - презентация. Март 7. Морские рыбы от акул до Немо Теоретическая часть: - Основные группы рыб: хрящевые, костистые. - Живорождение, икра и яйца у рыб. - Хищники и травоядные рыбы. Практическая часть: - Изучение сухих яиц рыб, икры. - Кормление рыбы. - Усвоение материала из презентации. Понятия, вводимые на занятии: - Кость и хрящ. - Костистые, хрящевые рыбы. - Акулы, скаты, осетровые. - Икра и яйца рыб, живорождение. - Личинка и малёк рыбы. Кто поёт песни в море? - корм для рыб и кораллов; - книги; - сухие экспонаты яиц рыб; - икра рыб; - проектор экран; - презентация. Апрель 8. Киты и дельфины Теоретическая часть: - Разнообразие и систематическое положение китов и дельфинов. - Эхолокация, общение и песни китообразных. - Миграции и образ жизни китообразных. Понятия, вводимые на занятии: - Ультразвук. - Эхолокация. - Названия китов и дельфинов Задание на каникулы. - проектор, экран; - презентация. Май 9. Итоговое занятие Подведение итогов 2 года обучения. Вручение Сертификатов