Реализация проектов в ДОУ с дошкольниками по направлениям: продуктивная деятельность; экспериментирование; наблюдения и фиксация результатов наблюдений; моделирование морского биоценоза; опыты.

Ответственный: директор АНО «Лаборатория научных проектов» Рудский Иван Вячеславович

 

Первый год обучения 

Название занятия и модуля

Краткое содержание

Тема исследователь-

ского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей

Оборудование, расходные и вспомогательные материалы

Сентябрь

  

1.       Вводное занятие.

Мир солёной воды

 

 

 

Теоретическая часть:

- Морские и пресноводные водоёмы;

- Биоразнообразие пресноводных и морских водоёмов.

- Физические свойства морской и пресной воды.

 

Практическая часть:

- Отвешивание 35 г морской соли.

- Растворение соли в литре пресной воды.

- Измерение плотности полученной воды.

- Добавление морской воды в аквариум.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Вода пресная и морская.

- Солёность воды, плотность воды, температура, ареометр и термометр.

- Вес и весы, масса, единицы её измерения.

Почему кораллы могут жить только в морской воде? Значение морской воды для морских животных.

- пресная вода;

- морская вода из аквариума;

- цилиндр из стекла;

- мерная ёмкость 1 л;

- ареометр;

- десертная ложка из стали;

- морская соль;

- стакан;

- весы;

- полотенце.

Октябрь

  

2.  Знакомство с обитателями морского аквариума, создание живого рифа

 

 

Теоретическая часть:

- Царства растений и животных, отличия в их энергетическом обмене.

- Описание кораллов, как мало- и неподвижных животных.

 

Практическая часть:

- Изучение и следование правилам (взаимно) безопасного и бережного общения с живым миром водных организмов.

- Кормление актиний и рыбок.

- Усвоение названий основных групп кораллов через прикосновение.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Части тела животных и их физиологическое значение.

- Строения тела коралла. Принцип колониальности тела кораллов.

- Некоторые группы кораллов: актинии (анемоны), мягкие кораллы, жёсткие кораллы, роговые кораллы.

- Иглокожие: морские звёзды.

- Работа с инструментом: пинцет, щипцы.

Как кораллы и другие неподвижные животные путешеству-ют по морям и океанам?

- полотенце;

- камни для кораллов;

- нож;

- пинцет;

- бокорезы;

- клей для кораллов;

- поднос (широкая посуда);

- корм для рыб и кораллов.

Ноябрь

 

3.  Создание живого рифа.

Коралловая ферма

 

Теоретическая часть:

- Размножение кораллов и развитие живого рифа.

- Скелет и живые ткани в различных группах кораллов.

- Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве.

- Действия человека, приводящие к восстановлению коралловых рифов.

 

Практическая часть:

- Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов.

- Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла.

- Кормление рыбок и актиний.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Цикл развития и смена поколений.

- Скелет коралла роговой и известковый.

- Инструменты (пинцет, бокорезы).

- Черенки и черенкование кораллов.

- Коралловая ферма.

Кто живёт в рифе под кораллами?

- полотенце;

- камни для кораллов;

- нож;

- пинцет;

- бокорезы;

- клей для кораллов;

- поднос (широкая посуда);

- корм для рыб и кораллов.

Декабрь

 

4.  Море под объективом микроскопа

 

 

Теоретическая часть:

- Особенности жизни и строение тела морских звёзд, многощетинковых червей, мелких ракообразных.

- Толща воды, камни и грунт как среда обитания животных.

- Принцип работы микроскопа.

- Наблюдение и воспроизведение увиденного (на рисунке) как принцип познания природы.

 

Практическая часть:
- Наблюдение за мелкими животными в микроскоп, осознание физиологического значения частей его тела.

- Воспроизведение на бумаге или в пластилине увиденного животного.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки).

- Микроскоп, окуляр, увеличение.

Почему море синее?

 

- полотенце;

- пинцет;

- стерео-микроскоп;

- полихеты;

- культура Artemiasalina;

- морские звёзды;

- сачок;

- пинцет;

- карандаши и бумага;

- пластилин;

- чашки Петри и мелкая посуда.

Январь

  

5. Цвет и свет в море

 

 

Теоретическая часть:

- Спектральный состав солнечного света, радуга.

- Спектр поглощения воды, причины различного цвета моря.

- Окраска кораллов и рыбы, цветовые составляющие.

Флюоресценция

- Цветовое и световое общение морских обитателей.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Свет, цвет.

- Поглощение света водой.

- Флюоресценция.

Для чего и как морские животные играют «в прятки» в море?

 

 

- проектор, экран;

- презентация.

Февраль

 

6. Мимикрия

Теоретическая часть:

- Стратегии пищевого поведения животных.

- Способы менять облик тела животных.

- Разнообразие мимикрии в природе.

 

Практическая часть:

- Отгадывание графических загадок.

- Приведение примеров мимикрии, которые используют животные морского аквариума.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Мимикрия, покровительственная окраска.

Где находится детский сад кораллового рифа?

 

- проектор, экран;

- презентация.

Март

  

7.  Мангровые леса

Теоретическая часть:

- Структура и роль мангрового сообщества в жизни Моря, его связь с сообществомкоралловых рифов.

- Основные обитатели мангровых зарослей.

- Особенности репродукции мангровых деревьев.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Экологическое сообщество.

- Семенное размножение растений: цветок, завязь, плод, проросток.

Какие сказки поведало людям Море?

 

Просмотр мультфильмов: «Сказка о Золотой Рыбке», «По Щучьему велению» и «Рыбка Поньо на утёсе».

- мангровое дерево в горшочке с морской водой;

- проектор, экран;

- презентация.

Апрель

   

8.  Море сказок

 

Теоретическая часть:

- Сказки и легенды о море как учебники мудрости и развития личности.

- Значение Моря и его обитателей в судьбе и культуре людей и народов.

 

Понятия, вводимые на занятии:

-Сочувствие/ бесчувственность.

-Понимание/ невосприимчивость.

- Милосердие/

Безжалостность.

- Смелость/страх

- Воля/безволие.

Задание на каникулы.

- проектор, экран;

- презентация.

Май

9. Итоговое занятие

Подведение итогов 1 года обучения. Вручение Сертификатов.

Второй год обучения

 

 

 

Название занятия и модуля

 

 

Краткое содержание

Тема исследовательского задания (вопроса) для самостоятельного изучения детьми при участии педагогов и родителей

Оборудование, расходные и вспомогательные материалы

Сентябрь

  

1.   Вводное занятие после каникул

 

 

 

Теоретическая часть:

- Повторение основных понятий и терминов, названий, пройденных в прошедшем сезоне.

 

Практическая часть:

- Краткий рассказ ребят о проведённом лете в связи с водоёмами и морем.

- Высказывание ребятами пожеланий о темах предстоящих занятий.

Как и чем мы можем помочь Морю?

-

 

Октябрь

 

2.  Создание живого рифа.

Поддержание коралловой фермы

 

Теоретическая часть (повторение и углубление):

- Размножение кораллов и развитие живого рифа.

- Скелет и живые ткани в различных группах кораллов.

- Представление о развитии колонии коралла и о занимаемом ею пространстве.

- Действия человека, приводящие к формированию и восстановлению коралловых рифов.

 

Практическая часть:

- Правила безопасности при работе с клеем и фрагментами кораллов.

- Групповая работа по выбору места для коралла на камне, по нанесению клея и фиксации коралла.

- Кормление рыбок и актиний.

Понятия, повторяемые на занятии:

- Скелет коралла роговой и известковый.

- Инструменты (пинцет, бокорезы).

- Черенки и черенкование кораллов.

- Коралловая ферма.

Как нам служит и чем помогает Море?

- полотенце;

- камни для кораллов;

- нож,

- пинцет;

- бокорезы, ножницы;

- клей для кораллов;

- поднос (широкая посуда);

- корм для рыб и кораллов.

Ноябрь

 

3. Знакомство с морскими беспозвоночными животными, используемыми в пищу (моллюски и иглокожие, ракообразные)

 

 

 

Теоретическая часть:

- Морские животные и растения как морепродукты.

- Строение тела и питание гребешков, устриц и мидий, трепангов.

- Фильтрация как способ питания.

- Основные группы моллюсков.

- Основные группы иглокожих.

 

Практическая часть:

- Изучение сухих раковин, наблюдение за новыми живыми животными (трепанги, устрицы, гребешки).

- Описание образа жизни и воспроизведение на бумаге или в пластилине наиболее понравившихся новых животных.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Структурные признаки, используемые для классификации моллюсков, иглокожих и ракообразных.

- Трепанги (голотурии), офиуры, морские ежи.

- Двустворчатые, головоногие и брюхоногие моллюски. Раковина моллюсков.

- Морепродукты, аква- и марикультура.

Кто плавает, а кто тонет в море?

 

 

- полотенце;

- живые мидии; трепанги и устрицы;

- сухие раковины устриц, мидий и гребешков, других моллюсков;

- книги;

- поднос (широкая посуда).

Декабрь

  

4. Планктон, нектон и бентос

 

Теоретическая часть:

- Особенности морской среды, позволяющей животным и растениям вести прикреплённый или плавающий образ жизни.

- Приспособления животных и растений для плавания в толще воды.

 

Практическая часть:

- Усвоение материала из презентации.

- Создание из пластилина и пенопласта планктонного, бентосного или нектонного морского организма.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Плотность воды и тела организма (повторение).

- Планктонные, нектонные и бентосные представители изученных групп животных и растений.

- Газовые пузыри, жировые капли, форма тела и движения, позволяющие организмам держаться в толще воды.

Как можно пройти по дну моря и не замочить ног?

Какие морские животные и почему могут или не могут жить на суше?

 

 

- полотенце;

- книги;

- проектор, экран;

-презентация.

Январь

 

5. Литораль.

Знакомство с необычными полуморскими и полусухопутными животными и растениями

 

Теоретическая часть:

- Явления приливов и отливов.

- Адаптация наземных растений к жизни в морской воде и морских растений к жизни на суше.

- Разнообразие и особенности животных зоны литорали.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Литораль, супралитораль (пляж, зона заплеска).

- Названия групп морских организмов: иглокожие (звёзды), полихеты (многощетинковые черви), ракообразные (раки).

Кто пасётся на морских лугах и когда листопад в морском лесу?

- проектор, экран;

- презентация.

Февраль

 

6. Подводные пейзажи

 

Теоретическая часть:

- Подводные аналоги наземных лесов и лугов.

- Основные обитатели данных сообществ.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Сообщества коралловых рифов (повторение).

- Сообщества водорослей-макрофитов.

- Сообщество морских трав.

- Сообщество илистого дна.

- Сообщества глубоководных горячих источников

Какими рыбы бывают и как размножаются?

 

- проектор, экран;

- презентация.

Март

 

7. Морские рыбы от акул до Немо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть:

- Основные группы рыб: хрящевые, костистые.

- Живорождение, икра и яйца у рыб.

- Хищники и травоядные рыбы.

 

Практическая часть:

- Изучение сухих яиц рыб, икры.

- Кормление рыбы.

- Усвоение материала из презентации.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Кость и хрящ.

- Костистые, хрящевые рыбы.

- Акулы, скаты, осетровые.

- Икра и яйца рыб, живорождение.

- Личинка и малёк рыбы.

Кто поёт песни в море?

- корм для рыб и кораллов;

- книги;

- сухие экспонаты яиц рыб;

- икра рыб;

- проектор экран;

- презентация.

Апрель

 

8. Киты и дельфины

 

Теоретическая часть:

-  Разнообразие и систематическое положение китов и дельфинов.

- Эхолокация, общение и песни китообразных.

- Миграции и образ жизни китообразных.

 

Понятия, вводимые на занятии:

- Ультразвук.

- Эхолокация.

- Названия китов и дельфинов

Задание на каникулы.

- проектор, экран;

- презентация.

Май

9. Итоговое занятие

Подведение итогов 2 года обучения. Вручение Сертификатов